Страница Пыхтеева Ивана Семёновича

Он такой же как я,
только моложе...
(Мара)

        Странно, но факт: собственная WEB-страница на школьном сайте у меня появилась значительно позже, чем у большинства моих учеников. Можно, конечно, вспомнить поговорку "сапожник без сапог", но мне лично кажется, что дело не в этом. Публиковаться стоит тода, когда есть о чём сказать. И если я решился на этот шаг, то, наверное, для меня это время наступило.
        О чём же мне хотелось бы написать?


Страницы моей биографии

Родился 19.01.1964 года

1981-1987 гг. - учёба в Московском авиационном институте

1987-1990 гг. - работа на кафедре "Радиотехнические цепи и сигналы"

1990-1993 гг. - работа в институте микроэлектронной аппаратуры "Прогресс"

1993-1997 гг. - инженер производственного предприятия "Лето"

1997 - по настоящее время - преподаватель информатики (иногда - физики, астрономии, волейбольной секции) Ашукинской школы.

А теперь, художественный вариант: ДЕТСТВО

        Своё детство я помню смутно. В детский сад не ходил, хотя попытки были. Говорят, я пользовался успехом у воспитательниц (да не в том смысле!), так как вслух читал сказки остальным детям. Дома я оставался на попечении бабушки, которая жарила безумно вкусные пирожки и часто пела украинские песни. Жили мы тогда в Краснодарском крае в 25 километрах от Армавира. Кубань была совсем недалеко и одним из своих школьных подвигов я всерьёз считал способность её переплыть. Но вообще-то купались мы в основном в пруду и, как ни странно, дорога туда, а вернее тропинка, протоптанная через кукурузные поля, вспоминается отчётливо. Помню как с весёлыми воплями мы неслись по ней на велосипедах. И горе тому, кто не вписался в поворот! Увесистые кукурузные початки оставляли реальные шишки и синяки. Начальная школа почему-то не оставила ярких воспоминаний. Помню только как принимали в октябрята, да свою заветную мечту потрубить в горн, стоявший в пионерской комнате.

ОТРОЧЕСТВО

        Однако пришло время повзрослеть и самым ярким воспоминанием тех лет для меня остаётся двенадцатитомная детская энциклопедия, купленная родителями. Это сейчас все книжки пёстрые, а тогда небольшие чёрно-белые иллюстрации казались очень красивыми. Вот тогда-то я и заразился интересом к радиотехнике. Какой-то неизвестный знакомый отца подарил коробку стареньких радиодеталей. Там было всё! От лампочек для карманного фонаря до загадочных деталей с непонятными надписями. Одной из первых конструкций был конечно же детекторный приёмник, длиннющая антенна которого была свита из обрывков сетевых проводов. Затем вспоминаются модели вездехода на гусеничном ходу и катера, главную роль в создании которых сыграл мой отец (кстати модель вездехода несколько лет назад была адаптирована ребятами из школьного технического кружка на управление от компьютера). Одним словом, детское увлечение техникой стало началом серьёзного изучения радиоэлектроники.
        Очень важным моментом того периода жизни был переезд нашей семьи на Кавказ в посёлок Нижний Архыз, имеющий статус научного городка, поскольку он создавался для работников двух крупнейших в России астрономических приборов - 6-метрового оптического телескопа БТА и 600-метрового радиотелескопа РАТАН. Возможность посоветоваться со знающими людьми, обилие научных приборов и, главное, поддержка со стороны родителей не оставили никаких сомнений в дальнейшем выборе профессии - я решил стать радиоинженером. Выбор вуза тоже не составлял проблем - ещё с восьмого класса я учился в заочной физико-технической школе при МФТИ.

ЮНОСТЬ

        Правда, не всё складывалось так удачно, как хотелось. В МФТИ мне поступить не удалось (не прошёл по конкурсу, в этот год на факультете радиоэлектроники было 14 человек на место), а вот на факультет радиоэлектроники летательных аппаратов в МАИ поступил без проблем. Между прочим, решающую роль здесь сыграло нежелание сдавать устные экзамены, так как выяснилось, что письменные работы у меня получаются лучше (в МФТИ за письменную физику и математику я получил четвёрки, а за устные - трояки; было ещё сочинение "Почему я хочу стать учёным", но это сущий пустяк). Пять с половиной лет в институте учился не напрягаясь (теперь жалею), поэтому ни о каких красных дипломах речи не шло. Но благодаря интересу к профильным предметам и, может быть, студенческой работе на кафедре "Радиотехнические цепи и сигналы" был замечен и, в числе подающих надежды молодых специалистов, после защиты диплома остался работать на вышеупомянутой кафедре вышеупомянутого института.

МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

        Мне кажется, главный университет человека - его собственная, ни на чью не похожая жизненная дорога. А учится он ставя перед собой цели и достигая их. Так что если из Вас не вышло ничего путного - не обессудьте - стало быть, не те задачи себе задавали и решали их абы как. Так получилось, что мне всегда везло с задачами и людьми с которыми я вместе работал.


Портфель достижений

        Наверное, моим первым достижением, о котором, правда, я сам ничего не помню, было то, что я начал самостоятельно читать в 5 лет. Всё это известно со слов очевидцев - родителей и двух старших сестёр, так что может считаться достоверным фактом. Если кто не поверил, могу сослаться на свой собственный небогатый родительский опыт. Мой сын начал читать в 4 года, а в 6 - отправился в школу. Правда, здесь имела место целенаправленная деятельность (а может, лень родителя вслух читать детские книжки для своего чада?) по освоению азбуки, я же начал читать как-то сам по себе (скорее всего из-за сестёр, кропотливо выполнявших домашние задания в начальной школе).
        Из школьных достижений помню только первое место на районной олимпиаде по английскому языку где-то классе в шестом и регулярные успехи по физике (в десятом классе добрался до третьего места в краевой олимпиаде). Школу закончил на "отлично", но без медали, так как, по одной из версий, в наше время с этим было строго, а у меня была четвёрка по пению (считаю, что учителя меня пощадили, поскольку до сих пор пою отвратительно).
        В институте особо не отличился, но, спасибо преподавателям, набирался опыта и на последнем курсе получил III место на конкурсе студенческих научных работ, а вскоре стал победителем Московского городского конкурса на лучшую научную работу студентов в разделе "Радиотехника и связь".
        Дальше были годы работы сначала в научно-исследовательской лаборатории МАИ, затем в институте микроэлектронной аппаратуры "Прогресс". Несмотря на отсутствие наград, это было время приобретения опыта - пожалуй, самого ценного, что дарит жизнь человеку...
        Перестройка внесла свои коррективы в мою жизнь. Когда все вдруг решили, что выгоднее перепродавать, чем разрабатывать (а разрабатывался на нашем предприятии помимо всего прочего и отечественный цифровой телевизор), финансирование радиопромышленности почти полностью прекратилось. Предприятия стали сдавать в аренду свои площади, оборудование и отправлять персонал в длительный отпуск. Каждый должен был выживать как мог, поэтому, когда мне, инженеру-разработчику, предложили заняться торговлей велосипедами, я решил, что есть занятия и поинтереснее (стоило ли тратить пятнадцать лет жизни на изучение премудростей радиоэлектроники, чтобы потом стать торговцем?). Но быть "вольным инженером", ищущим спонсоров, клиентов, темы для разработок - это не по мне. Это сейчас, когда Интернет вошёл в нашу жизнь, можно не вставая из-за компьютера собрать группу единомышленников и создать что-то стоящее, а тогда...
        Одним словом, предложение преподавать физику и информатику в Ашукинской школе было воспринято серьёзно и обсуждено со всеми нюансами на "семейном совете". С тех пор я - учитель. В настоящее время прохожу переподготовку, (в технических вузах отсутствуют дисциплины, требующиеся в учительской работе, скажем, психология), чтобы полностью соответствовать своему статусу.


Какой должна быть информатика в школе?

         Эх, если бы я только знал ответ на этот вопрос! Странно, но педагогическая наука существует с незапамятных времён (во всяком случае ещё во времена Аристотеля были известны основополагающие идеи обучения), но до сих пор нет ответа на простой вопрос: как надо учить? По-видимому, проблема заключена в том, что время изменяет и ученика и учителя. И каждая эпоха требует овладения своими знаниями и умениями.
        Так вот, если отталкиваться от сегодняшнего дня, на первое место выходит не общая сумма знаний в голове ученика, хотя эрудиция никогда не была лишней, а умение самостоятельно обучаться. Окружающий нас мир меняется настолько стремительно, что в течение жизни то и дело приходится переучиваться, осваивать новые виды деятельности, разбираться с современной техникой (каждый может продолжить этот список для себя). Мечте "научиться раз и навсегда" уже никогда не суждено сбыться.


Мои идеи

        Сразу скажу: я не сторонник авторского права, поэтому (чего греха таить) не считаю всё что здесь напишу своим. Подавляющая часть мыслей любого нормального человека является повторением известных, малоизвестных, или никому кроме него не известных, кем-то придуманных истин и если кто-то вдруг начинает говорить об авторском праве (а ещё хуже о том, что за информацию нужно платить) меня всегда подмывает спросить, не следует ли мне заплатить потомкам сэра Исаака Ньютона за использование открытых им законов при решении задачки по механике? Стыдно, господа! Всё что мы делаем - это лишь замечаем связи давным-давно и независимо от Homo Sapiens существующие во Вселенной и платить первооткрывателю при использовании его идей всё равно, как если бы все спортсмены бегущие дистанцию платили первому пересёкшему финишную черту. Конечно, лидеру всегда трудней. А за это ему почёт, уважение и поддержка его идей. Ну и, конечно, премия (государственная, нобелевская или, на худой конец, квартальная). Кстати сказать, гении и таланты, двигающие человечество, не очень-то и нуждаются в отчислениях на авторское право. Одним словом, я буду только рад, если мои мысли хоть кому-то понадобятся