Интервью накануне Дня труда


Г.К.: Раиса Петровна, Вы нам рассказывали, что жили в Пензенской области. А как Вы оказались в Ашукино?

       Как я оказалась в Ашукино? Это целая история. Здесь жил двоюродный брат и я приехала как-то сюда в гости. Познакомилась с молодым человеком... Сначала в Софрино жила, а потом здесь - купила дом на Комсомольской улице.


Г.К.: Сильно ли отличается природа в Пензенской области и здесь, у нас?

       Пензенская область это лесостепная зона, где дубравы перемежаются с открытыми пространствами. Правда тогда все степи были распаханы. Сейчас, наверное, опять всё зарастает бурьяном, а тогда это были пашни, ведь Пензенская область это одна из житниц поволжья. Там собирались устойчивые урожаи зерновых культур, сахарной свеклы. Это примерно 700 км от Москвы. Есть даже фирменный поезд Москва-Пенза. Сура называется.


Г.К.: Вы уже давно ведёте в школе краеведческий кружок. А когда возникла мысль заняться краеведением?

       Понятно, что краеведческий материал накапливался постепенно. Ребята приносили старые фотографии, в кабинете оформлялись стенды о посёлке, об окружающих населённых пунктах, большую роль сыграли наши походы по окрестностям. Много интересного удалось узнать из разговоров с коренными жителями. Этот материал откладывался в голове, появилась любовь к этой местности, природе, истории. И хотелось до ребят донести эти знания.


Г.К.: А когда начали использовать этот материал на уроках?

       Во второй половине восьмидесятых и особенно в 90-е годы, когда появился свой кабинет, но тогда ещё не было предмета "краеведение", но я всё равно пыталась использовать этот материал. Были и экскурсии, и походы. Хотелось бы, чтобы они чаще повторялись, чтобы ребята знали свой край, любили его...


Г.К.: Куда обычно Вы водите ребят?

       В Радонеж, Мураново, Талицы, Калистово, Цернское - практически каждый год. Это небольшие однодневные экскурсии. Изучаем особенности растительности, рельефа, и, если улыбнётся удача, животный мир (птиц, насекомых). Очень часто экскурсии носят экологический характер - загрязнение природы это беда Подмосковья. В этом году с 7а классом прошли по территории посёлка, вышли на улицу Своробина, хотя она кажется обыкновенной улицей, но исторически это самая старая часть посёлка. Ведь раньше существовала деревня Своробино, а сейчас это всего лишь ничем не примечательная улочка со старыми домами.


Г.К.: А Сохранились ли с тех времён какие-нибудь здания?

       Да у нас такие дома есть, например дом купца Ашукина. Ребята знают, что и берёзовая роща рядом с этим домом тоже имеет свою историю, мы часто используем этот материал на уроках.


Г.К.: Используют ли краеведческий материал другие учителя географии?

       Конечно! Мы должны знать свою Малую Родину. К сожалению, эта тема не всегда удачно освещается, а ведь у нас по-настоящему интересные места!


Г.К.: А с другими учителями путешествуете часто?

       Часто. И кстати, одну из экскурсий, которую организовывало наше управление образования я очень запомнила - в Дмитровский район на реку Волгушу, где на поверхность выходят породы мезозойской эры. Прошлись по оврагу, теперь имеем представление о Дмитровском районе, о его рельефе, об особенностях строения земной коры этого района. Было здорово. А в 2006 году осенью, была организована экскурсия на Плещеево озеро. Тоже очень интересно, хотя я была там и раньше - в конце 80-х годов вместе с ребятами. Кстати, добирались своим ходом от Загорска на автобусе до Переславля Залесского, посещали музей, ботик Петра, любовались этим озером. Оно ледникового происхождения.


Г.К.: Современные школьники сильно отличаются от тех, кто был 10-15 лет назад?

       Ну, может быть, современным детям не хватает прилежания и, конечно, компьютер, телевизор мешают детям читать, что очень жалко. Но на уроках активные дети, которые хотят понять, ответить, что-то объяснить всегда находятся. Ну, а пассивных всегда стараюсь растормошить, заинтересовать. Ведь вокруг столько интересного... Очень приятно, когда ребята интересуются миром в котором мы живём и задают вопросы и о планете, и о растительности, и о животном мире...


Г.К.: Раиса Петровна, чего по-вашему мнению не хватает в кабинете географии?

       Наверное, не хватает технических средств. Ведь раньше можно было показывать фильмы на кинопроекторе, у меня даже удостоверение есть. Конечно, с ним много возни, да и плёнок сейчас уже не достать. Был бы вот компьютер... Но его нужно осваивать. Последний раз на собрании учителей географии нам дали "зелёную папку". Фирма Тойота Моторс по школам распространяет эти диски и привлекает учёных к созданию материалов по изучению экологии в школе. Усадили за компьютер и руководили нами. Мне стало стыдно, что я ничегошеньки не умею. Зато теперь есть чему учиться! Хоть компьютер и не заменит учителя, но за этим будущее. Ведь здорово, если рассказ учителя дополнять показом слайдов и фильмов. Изучаешь Амазонию и пожалуйста, перед тобой Амазонка. С пираньями и тропическими растениями!


Г.К.: А смешные случаи на уроках случаются?

       Я люблю на уроках шутить. Но мне нравятся те ребята и классы где можно пошутить, посмеяться и идти дальше. Я всегда говорю:"Вы должны понимать всякие ситуации и не злоупотреблять этим."


Г.К.: А на экскурсиях дети Вас слушаются?

       Слушают. И даже лучше, чем на обычном уроке! Видимо сказывается смена обстановки. Вот например, на последней экскурсии, в которой мы много уделяли внимания проблеме мусора в Подмосковье, ребята наперебой рассказывали о самых экологически сложный участках посёлка, предлагали пути решения "мусорной беды". Да и вообще, вы и сами видели как они трудились на сегодняшнем субботнике...


материал подготовила
Кузьменко Галя
13 апреля 2007г